Abaduaber's Home Page
Разделы архива:

DOS   Оболочки   Драйверы   Архиваторы   Программирование
Утилиты   Редакторы   Справочники, обучение   Шутки   Прочее   Игры

Сумбурная ностальгия о былом
Приятно вспоминать как когда-то произошло мое первое знакомство с компьютером. Хотя, люди лет на десять постарше меня смогут рассказать намного больше интересного по этому поводу, нежели я. Но я расскажу то, как это было у меня. Было мне тогда всего четыре года. На дворе стояла, судя по всему, начало 1997 года, когда у нас дома появился этот белый красавец. Естественно, я тогда и понятия не имел, что это за штука такая. Мама мне тогда сказала чтобы я это не трогал.

Впрочем долго мне томиться в неведении не пришлось. Маму кто-то проинструктировал насчет использования этого чудо аппарата =). Во всяком случае она сумела включить машину и после чего запустить в DOS-NAVIGATOR'е (это 100% был именно он) одно очень интересное творение под названием Prehistorik2. Сами понимаете, что красочная графика а также совершенно необычные ощущения от того, что ты можешь сам управлять тем что происходит на экране, всерьез привелекли меня, cумев затмить даже мультфильмы, вроде "Том и джерри", которыми меня вовсю пичкали с экрана телефизора, дабы не путался под ногами. И, помниться, прекрасно помниться, как я просил маму пройти мне некоторые особо сложные локации на первом уровне Prehistorik'a, например, перепрыгнуть через яму =).

Но мама также имела хорошее представление и о том, что компьютер портит зрение, и именно по этому на первых порах мне не удавалось посидеть за компьютером более пятнадцати минут. Все изменилось тогда, когда мама нашла такую работу, из-за которой ей приходилось иногда возвращаться домой после девяти часов вечера, уходя ранним утром. Тогда я рос без отца, а детский сад по причинам моей болезненности в то время, был неприемлем, и поэтому я оставался на попечительстве бабушки. Так телевизор постепенно ушел в небытие, а на горизонте нарисовался новый нянька. Его тогда еще белый корпус и такой же белый монитор, снабженный пометкой Low Emission, облаченный, в добавок, в защитный экран ,отныне гордо возвышались в нашей с мамой комнате. О да, это были времена! Но так, на чем я там остановился? Ах да... Но не один Prehistorik занимал мое время все эти два года. Помниться, когда у нас только только появился компьютер, и мама учила меня запускать игры: "Стань рамкой на слово, написанное большими буквами, нажми enter, а потом выбери в окошке слово, которое оканчивается на exe". Ну так вот, тогда директорий с играми у нас было поряка пяти штук. И еще мамино ПДД, которым она изредка пользовалась. Что вообще еще было тогда на компьютере я совмем не помню, да меня это на тот момент совсем и не интересовало. Мало того, я совсем не думал, что компьютер можно использовать еще и для других целей, кроме игр. Ну так вот, сам факт, что количество директорий с играми постоянно росло. Вот тут и стоит упомянуть некоторых "виновников" сего процесса. Ну, во первых, это разные люди, приходящие по таким же разным причинам к нам в дом. Некоторые из них нет-нет а доставали из кармана дискету (порой пятидюймовую) дабы записать что либо на наш компьютер. Во вторых несколько легендарных игр, судя по всему, принес мой дядя. Да, ему тогда было порядка двадцати пяти лет. Иногда он садился за компьютер и гонял того же Prehistorik'a (помог пройти мне первого босса =)), Mortal Combat 1, а потом и Wolf3D с DOOM2. Последний с порядочными лагами (сейчас могу сказать, что от силы три кадра в секунду - 386SX-25MHz, 5MB RAM). Впрочем его это нисколько на тот момент не заботило. Меня тем более. Тогда, когда у нас появился DOOM, мне было уже пять лет.

Вольфенштеин и Doom также заняли мое время надолго. Про вред кровавых игр ни мама, ни дядя понятия, судя по всему, не имели, поэтому я мог часами бегать по лабиринтам Wolfenstein, отстреливая фашистов из всех доступных видов оружия. Так же я бегал и по катакомбам Doom II, правда гораздо меньше, т.к игра мне давалась с трудом. Что странно, т.к Doom мне сейчас даже на UltraViolence кажется намного проще, нежели вольф на Bring'em on! Ну, и в третих, грех было не упомянуть о нашей соседке по лестнечной клетке. Та была уже немолодой женщиной лет пятидесяти на тот момент. Важно то, что она работала программисткой. Тогда меня не интересовало то, где именно, и чем конкретно она занималось (позже выяснил, что она была связана с разработками в военной сфере), зато очень интересовали игры, которые она нам иногда приносила на пятидюймовых дискетах. Соседка Наташа, как я ее тогда называл, зачастую приходила, чтобы исправить компьютер, если я опять чего напортачу, и он перестанет нормально работать. Впрочем, было это от силы два-три раза, но помощь ее была неоценима. Без сомнений, именно она принесла нам игрушку, которую можно скачать на моем сайте. В разделе с игры\гонки она называется Formula 1. В свое время, когда на моем 386 серьезно (к счастью не полностью) порушилась FAT, и я спасал с харда все, что еще можно было спасти, спас и формулу. А также игрушку 1Pol, Prehistorik 2, гороскоп Diceclnd, и несколько других замечательных игр. Позже я понял, что многое из этого можно без проблем отыскать на других довнгредерских\олдгеймерских сайтах. Итак, Doom вкупе с Wolf3D остались в прошлом, когда я открыл для себя величайшую игру всех времен и народов. Итак, на арене Dune2. Эххх, времена. Дюна (как впрочем, и с другие игры) досталась нам с кучей чужих сейвов. Сначало было непонятно, что там за чертовщина творится на экране. Дома редко кто бывал, кроме бабушки, которая вообще в компьютере ничего не понимала. Единственное, на что ее хватило, так это на то чтобы узнать на мониторе харю Якубовича. (Как вы и догадались, тогда мы всей семьей играли в компьютерную версию игры "Поле Чудес". Ту самую с винни пухом, ослом, и пятачком. Тогда Мамка, получив приз - открывашку, подумала, что все это взаправду =). Да-да. И я по детской наивности этому поверил. Как ни странно, впоследствии у нас дома действительно появилась новая открывашка. Видно родители не захотели ломать мою веру в чудеса =). Вай, что-то я совсем отвлекся.). Ну так вот, я остановился на том, что ничего в дюне не понимал. Однако я благодарен своей маме. В пять лет я уже умел бегло читать, и этого умения хватило, дабы прочитать текст на экране. Различив некое подобие машинки (БМТ-4), я щелкал по ней. Справа возникал текстовой список с несколько знакомыми словами, например "Атака", "Охрана" и "Назад". Дюна была русифицирована, что мне помогло. Потом я разобрался, что если, щелкнув на атаку, навести прицел на другую машину, либо солдата, то выбранная машина поедет атаковать. Тогда, правда, я не знал, что я атаковал своих =). Но, тем не менее, это мне помогло понять суть игры. Позже, загружая чужие сейвы, я разобрался, что свои, это те, которых можно выбирать, и отдавать им команды, а чужие - это все те, кто другого цвета. Затем я научился строить. Хех, помню свое удивление, когда наткнулся на песчаного червя. Думал, что у противника невидимый танк. Потом удосужился прочитать слово "червь" когда он был выбран. Позже я перечитал все описания у ментата, и понял, что это злобный песчаный червь. Немало времени прошло, прежде чем я более менее разобрался в игре. А затем великий РЭНДОМ, управляющий всем и вся на планете подкинул мне заподлянку. Игра переставала сохраняться и загружаться! То есть я не мог сохранить либо же загрузить игру. Все упиралось в надпись на черном фоне. Запомнил ее наизусть: "Трынг то реад унопенед филе". Долго я не мог понять сей странный язык. Лишь года три назад, будучи уже более поднаторевшим в английском языке, и ДОС меня осенило: Trying To Read UnOpened File! Стало быть, попытка чтения неоткрываемого файла. Просто дюну так русифицировали, что поменяли лишь буквенные образы, и тексты. Если открыть файлы игры, то все тексты там будут в транслитерации нешифрованные, что означает возможность самому перевести игру. Файлы сценария также остались без шифровки, что теоретически позволяет создавать свои уровни. Во всяком случае, три года назад мне удалось подчинить себя песчаного червя (правда, он все равно неадекватен. Зато - свой =)), а также сделать на первом уровне девастатор. Опять меня занесло… Ну так вот. Вся фишка в том, что вышеупомянутая ошибка сильно омрачила мне дальнейшую игру. В лучшем случае мне удавалось доходить до четвертой карты (любил уже тогда играть за харконенов) за пол часа, а ее прохождение занимало около часа. Дойти далее чем до пятого уровня у меня в силу времени и усидчивости, конечно же, не выходило.

Вот тут то и стоит ввести в рассказ моего отчима. До того, как мне исполнилось шесть лет, он мелькал в нашей жизни периодично, а затем прочно обосновался в нашей семье. Естественно, ему не особо понравилось то, что я все время просиживал за монитором. Он всячески препятствовал этому, однако так как они с мамой в любом случае работали, то это у него не особо то выходило. К тому же на первых порах ему помешало то, что компьютер являлся гарантом того, что я ничего не натворю дома. Монитор приковывал все мое внимание, превратившись, как я уже сказал, в надежного няньку. Однако отчим бы не дурак, чтобы все это так оставить. Уговорив маму, он сдал меня в детский сад. На пол года, до школы. Конечно, мне совсем не понравилось то, что в мой казалось бы незыблемый и привычный мирок вторгся посторонний и все испортил. Имеено поэтому на первых порах во мне выросла неприязнь к отчиму. Однако детский сад помог завести мне друзей, и вообще пробудить интерес к обычным детским играм. После детского сада я оказывался дома примерно в часов шесть. Вот тут то я мог садиться за компьютер и досиживать весь день. Зачастую отчим ничего не имел против, но иногда говорил, чтобы я сходил на улицу, отдохнуть от компьютера. Конечно, родительские напутствия никуда не девались, но тем не менее. Мы жили в девятиэтажке, в которой было 24(! Да-да) подъезда. Именно поэтому дворы практически всегда кишели малышней, такой же, как я. Это позволяло мне не особо скучать на улице, и даже приобрести друзей. Позже я даже водил их домой, и мы вместе играли в компьютер =). Наверное, забавно было смотреть на их лица, потому что не каждый из них вообще представлял себе, что это такое. Ну а в целом, все происходило по схеме №сад - компьютер либо улица". Ну, так было тогда у многих детей, разве что у многих не фигурировал пункт с компьютером.

А потом случилось то, что надолго отлучило меня от непомерного сидения за компьютером. Что происходит с ребенком, которому исполняется 6-7 лет? Правильно, его отдают в школу. Так случилось и со мной. Мама мне так и объяснила, что "учится тебе придется в любом случае, причем в твоих интересах учиться хорошо". Разумеется, мне пришлось принять сие утверждение, и вскоре отправиться в первый класс (Вообще наше припизженное министерство образования тогда придумало "нулевку", что-то вроде школы при саду, и пошел тогда я имеено в нее. Вскоре ее отменили, чтобы затем ввести опять. Впрочем не буду грузить вас проблемами Белорусского образования). Однако вернемся к школе. В школе существовало то, что обычно называется "продленкой". То есть фактически учеба осуществлялась до двенадцати часов дня, а все следующее время школа представляла из себя детский сад. Напрягаться в школе не пришлось, так как все, чему учили на первых порах мне уже было известно. Я спокойно всех уделывал по чтению и письму, а также неплохо считал. Похвалы учителя позволяли родителям особенно сильно не беспокоится из-за того, что, сделав уроки, я опять таки садился за компьютер. Конечно, когда уроки были сделаны, мне оставалось времени не более двух часов. И практически все это время я просиживал за компьютером, если меня не брали куда-либо погулять родители. А после случился переезд. В старую школу мы доходили, а затем тут же перешли в новую, что неподалеку. Изначально ситуация была такой же. Школа - Продленка - Комп.

Потом учебная программа стала усложняться, и просиживать за компьютером много было уже нельзя. Зато я стал больше общаться со сверстниками, что, согласитесь, является очень важным на этапе становления личности.

Я учился в третьем классе, когда отец привез домой ЕГО. До этого случая я играл на мощных по тем временам компьютерах исключительно редко, например, у отца на работе, и каждый такой случай запоминался мне надолго. Конечно, меня привлекала красивая графика, а также наличие хорошего звука, чего не мог выдать мой, лишенный звуковой карты 386 компьютер. Кстати, тогда во мне закрепилась такая забавная ассоциация: когда я видел на мониторе окошки Windows, я понимал, что на этом компьютере можно поиграть в классные игры =). Но ближе к теме. Это был, если не ошибаюсь, Pentium 3. Я был, прошу извинить, просто в ахуе, когда начал пользоваться Windows и играл на нем в навороченные игры того времени.

Мой 386 успешно переехал на дальнюю полку, и был практически мною забыт. Новый железный зверь оказался намного более привлекательным. Вскоре мама дала объявление в газету о продаже 386. Меня это мало озаботило, по правде говоря, тогда на него мне было чуть ли не наплевать. Итак, несколько покупателей этого тогда уже раритета дозвонились нам домой. Мамка говорила им, что основную ценность представляет его SVGA монитор, яркий, да вдобавок с защитным экраном. Продавали по этой причине, кажется, аж за 60 баксов. Никто не купил. Теперь, вспоминая эти телефонные разговоры, я про себя говорю "слава богу". Не только потому, что очень скоро Pentium 3 был продан… Что вскоре и случилось, ввиду нехватки средств. И преданный 386 вернулся на компьютерный стол. Опять я засел за него, правда это стало уже поднадоедать (я тогда мало шарил в DOS и в компьютерах вообще, что сделало очень трудным запись новых игр на 386.) Согласитесь, за несколько лет обширный даже список в 50 игр может надоесть. Вообщем интенсивность посиделок за компьютером резко снизилась, что вполне естественно. Хотя если кто из друзей в гости приходил, то с ними с радостью играли в какие-либо игры вдвоем.
Итак, время быстро летело. Я перевелся в четвертый класс другой школы, где по-прежнему занимаюсь разпиздяингом, правда, уже в одиннадцатом классе.
Вскоре финансовые дела у нас поправились, и примерно в классе пятом (было это в 2003 году) я уже всем хвастал вот таким вот конфигом:
P4-2600MHz, 512 MB RAM, GeForce 4 128 MB RAM, HDD 70GB, LCD 17'.
Для того времени это был очень хороший компьютер. Итак, я стал гамить уже на новом уровне. Правда, меньше: для повышения моей школьной успеваемости, родители запаролили новый комп, и играл на нем я не часто. 386 опять перекочевал на полку. Ну, хотя однажды, когда родители на пару дней смотались на дачу, я его достал, и решил вспомнить дюну. Короче, за два дня, не выходя из дюны (она то, как я уже говорил, не записывала сохранки) добрался до восьмой миссии за харконеннов. На это порядочно времени ушло =). Зато побил свой рекорд по дальности прохождения в дюне без сохранения =). Позже, когда я сел за 386 во второй раз, взбрела мне в голову глупая, как казалось бы сейчас, мысль: А что, если просто скопировать дюну всей папкой на новое место? Вдруг сохранки починятся? Так я и сделал, и разинул рот: функции сохранения и записи заработали! Долгих пять лет я не мог записываться в дюне… Из за какой то ерунды, а также своего компьютерного ламерства.

После я вычитал, как можно обойти пароль в Windows XP… Ввести в логин "Администратор". Конечно, опытный админ "администратора" паролит, но так как "администратор" виден в окне приветствия не был, то родители просто завели себе новый аккаунт, так об администраторе и не узнав. Я сумел просочиться в "администратора". Забавно вспоминать, как на первых порах боялся. Боялся того, что при входе в админа может что-то порушиться, старые аккаунты поменяются, что остануться следы. Потом я наловчился, и, поняв, что ничего плохого не случиться, начал играть в отсутствие родителей. Однажды даже попробовал прожку (Цветы под ноги тем, кто записывал этот, купленный в переходе диск, с дешевеньким футляром, с желтым вкладышем и надписью Small Hot Soft. Ребята просто поместили на него дохрена мелких но полезных утилит) SAMInside, которая атакой в лоб за пол секунды нашла пароль от аккаунта отца: "Ключ". Что-же, оригинально. Надо было длиннее делать. Пароль "Таракан" атакой в лоб она искала, да так, вроде и не нашла. Или я что-то путаю... Все зашибись было. Прятался я хорошо, и поэтому батя засек меня лишь через два года подобной практики. Узнав, что я могу пролазить без пароля, он даже как ни странно, не стал прибегать к проверенной классике, вроде "увезти шнур" а вообше снял все пароли. Мне тогда много спокойнее стало. Как-то потянуло меня в те времена любопытство полазать по 386. Ползал я, ползал по бескрайним (а точнее 260Мбайтным) просторам его жесткого диска, ковырял нечто, захотелось на дискету что-то записать, по дурости и плохому тогда знанию инглиша выбрал "форматировать", потом еше чего напортачил. Да, мне тоже ржачно. Короче все закончилось вот чем: При включении машина пищала: Вай, CMOS Battery lost power. (хотя, анализируя тогдашние события сейчас, нужно сказать, что батарейка, разумеется, села отнюдь не по моей вине. Другое дело, что в будущем, когда я загрузил 386 с дискеты, я удивленно обнаружил, что на жестком диске информация порушилась на половину) Не понял я тогда что, произошло, пробовал пропустить это сообщение, но тогда все упиралось в грусную надпись на черном фоне: "Missing Operating System". Позже, пользуясь словарем, я перевел и понял, что операционная система потеряна. Но тогда, повторюсь, я не особо шарил в компах, и решил, что компьютер здох. Ну, у меня четвертый пень еще был, однако обидно было. 386 так и остался стоять в углу, кинутый в "беде". Немного позже, ознакомившись с "самоучителем работы на компьютере", за авторством Александра Левина, я узнал про загрузочную дискету. Кстати, про самоучитель стоит упомянуть отдельно, ибо он мне действительно помог. Обычно многие говорят, что научиться по компьютерным книжкам русских писателей не представляется возможным, ибо, как правило, они сами толком-то ничего не знают (многие приводят и другие причины). Тем не менее, седьмое издание "Самоучителя работы на компьютере" реально помогло. Ну, вот, для примера, скажу вам, автор подавляющую большинством часть книги уделил ОС ДОС и всему что с ней связано. Например, чуть ли не в начале книги учил грамотно модифицировать конфигурационные файлы autoexec.bat и config.sys. Кучу информации про команды ДОС'а из нее я тоже поднял. Также автор уделил внимание такому зверьку, как Norton DiskEditor =). Вообще, даже сейчас, изредка перелистывая это желтое уже издание книги, я постоянно узнаю что-то новое.

Вообщем, в те времена (особенно в 6 классе, когда в школе начали преподавать информатику и батя подарил мне свой старый ноутбук), я начал пользоваться интернетом, посещать ранние ДГ сайты и усиленно штудировать справочник. Со временем полученных знаний хватило, чтобы бывший, к счастью, ламер сумел привести свою 386-машину в рабочее состояние. Начиная с того, что я загружался с дискетки, и переносил потихоньку все уцелевшие игры на P IV (как я уже до этого упоминал, половина информации на 386 не читалась вместе с каталогами, либо возникали даже проблемы с чтением отдельных файлов. Возможно, если бы на тот момент я имел бы свои сегодняшние знания, я спас бы больше, а то и все, если бы дело было в побитой первой копии FAT, применив различные утилиты.). Затем, когда все уцелевшие игры были успешно перенесены, я совершил одну весьма глупую и непростительную сейчас самому себе ошибку. Половину жеского диска моего 386 тогда населяли игры. В то время, как другая половина была заселена скорее всего интересным сейчас софтом. Из моей памяти успешно и по сей день извлекаются образы загружающейся на 386 Windows 3.11, которой изредка пользовался отец, когда я ходил еще в начальные классы. Я же тогда счел 3.11 непонятным ужоснахом, и продолжал пользоваться DOS-Navigator. Ну, так вот, сам факт, что софта на машине было более чем предостаточно (куча каталогов в корне диска, в том числе и вложенных), и скорее всего около половины из него удалось бы спасти. Но тогда я не осознавал ценности этих программ. Набранная строчка format c: иногда грызет меня до сих пор. Конечно, в конечном итоге я постепенно восстанавливал 386, приводя его к привычному тогда виду. Даже игры многие старые, которые на нем присутствовали, напихал. Не сделал только одного. Былого софта на нем больше нет… До сих пор так и не момню, какая версия доса на нем была. И не вспомню, ибо спросить не у кого...

Вот такие вот дела. Теперь даже не знаю, что меня заставило написать этот сумбурный ностальгический опус. В любом случае, я постепенно выложился, и по ходу дела вспоминал сам, что сделало меня таким, какой я сейчас есть. Можно упомянуть для примера кровавые игры, в которые я играл много, в непозволительном возрасте 5 лет. Что изменилось во мне? А ничего. Все вопят, например, про губительное влияние кровавых игр, и компьютерных игр в общем, на психику детей. Тем не менее, вырос я весьма спокойным и рассудительным человеком, что про меня говорят многие мои знакомые. Тут стоит просто заметить, что губительное воздействие не будет проявляться до сих пор, пока ребенок отделяет происходящее на экране монитора от реальных событий. И пока его родители способны объяснить ему, почему не стоит переносить происходящее на экране на реальную жизнь. Ладно, пора закруглять сей опус. Лучше, в последствии напишу еще пару статей, по какой-либо конкретной тематике...
Назад